Развитие памяти и внимания у детей – Центр детской нейропсихологии РОСТ
память

Развитие памяти и внимания у детей – советы родителям.

Как известно, человеческий мозг использует только 5%-10% своих способностей, остальная часть потенциала остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга. Вам интересно, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей? Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут.
Память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.
Затем информация кодируется в когнитивные структуры (смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.
Иногда нам кажется, что память у ребенка хорошая, но при начале обучения в школе вдруг выясняется, что он не может запомнить, в какую сторону пишется число 3, или буквы В. Мы рекомендуем обязательно пройти в нашем Центре РОСТ в очной или онлайн форме: Диагностику развития ребенка у нейропсихолога.
Так как же научиться запоминать информацию быстрее и эффективнее?
Это позволяют различные приемы мнемотехник.
Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.  Начинать тренировки не поздно в любом возрасте: использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите этому.
Вкратце, суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.
Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы.
Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы.
Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания, а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем. Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.
Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей, ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание. Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.
Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно. Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? Заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Итак, мнемотехники для запоминания направленны на:
• максимальное развитие образного мышления;
• создание устойчивых опорных ассоциаций;
• увеличение времени концентрации сознания(внимания).
Основные приемы мнемотехник
Манипуляции с образами (ассоциации)
Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.
Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.
Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический (фонетическое кодирование). Например: англ. book (книга) мы можем представить как маленького «буку», сидящего за книгой.
Метод Цицерона
Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.
Метод пиктограмм
Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы (пиктограммы):
• символ мира — голубь;
• символ смерти — череп;
• и так далее.
Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.
Запоминание числовой информации
Эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:
• 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
• 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
• 2 – лебедь, шахматный конь;
• и так далее.

Эйдетика
От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.
События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.
Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.
При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок до 6 лет всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.
Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.
Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно. Тренируйтесь для достижения успеха!
В центре детской нейропсихологии РОСТ для учащихся 1-4 классов и дошколят 5-6 лет проводится нейропсихологическая программа ШКОЛА ПАМЯТИ. Программа направлена на развитие 3 основных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная) и внимания. Приходите! Запись по телефону 8(499) 393-31-39

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *