Ваш ребенок левша? А может быть вы считали, что он правша, а на консультации у нейропсихолога выяснилось, что у ребенка скрытое левшество? Стоит ли переучивать левшу? Какие есть особенности у детей с левшеством? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в нашей заметке.
По оценкам зарубежных исследований, левшами являются около 10% взрослых, среди детей школьного возраста этот процент значительно выше. Как указывает Т.А. Доброхотова и Н.А. Брагина, частота леворукости варьируется в пределах до 30% у детей, наблюдается тенденция роста количества детей этой категории в начальной школе. По исследованиям М. Безруких, в последние годы число леворуких детей в начальной школе, составляет 15%–23%.
Современные нейрофизиологические исследования показывают, что леворукость и левшество – это результат одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии мозга.
Все прогнозы о леворукости в возрасте ребенка до 4–5 лет малоэффективны. С 2 до 4 лет у детей наблюдается практическая равноценность в активности использования обеих рук и только к 4–5 годам формируется стойкое предпочтение одной из рук. Если выбор ведущей руки определяется к трём годам, интенсивность (степень) её использования существенно возрастает от трёх до девяти лет.
В процессе обучения необходимо учитывать также феномен «псевдолеворукости». К определённому возрасту (в норме к 5 годам) у ребёнка формируется доминантное полушарие по отношению к данной руке, например, у правшей – левое полушарие. Часто наблюдается и нетипичное психическое развитие, когда у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке, часто наблюдается смешанный профиль асимметрии мозга. В этих случаях наблюдается «псевдолеворукость» или примерно равное использование обеих рук – «двурукость». Таких детей называют амбидекстрами. Исследования показывают, что особенности психики у таких детей такие же, как у левшей и леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой, как правило, не страдают от декстра-стресса (давление праворукой среды).
К категории «дети-левши» относят также «бытовых левшей» – детей, использующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий – левую. В индивидуальном профиле асимметрии эти дети также чаще имеют «смешанный» профиль асимметрии.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени механизмы передачи этого признака точно не известны, но достоверно установлено, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид – это «компенсаторное» левшество, связанное микропоражениями и мозга, чаще – его левого полушария. Деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием и в случае микропоражений мозга, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
Родителю стоит понимать, что если в роду были левши, то ребенку-левше будет легче приспособиться к требованиям социума. Если же левшество не является генетическим (сейчас большое количество таких детей), то чаще всего ребенку будет необходима помощь нейропсихолога. У детей с приобретенной леворукостью (в результате родовым травм, например) большие трудности с освоением временно-пространственных представлений, трудности при чтении и счете.У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, моторики и т.п.
В настоящее время разработаны специальные прописи для левшей, и другие образовательные методики, чтобы дети с ведущей левой рукой могли успешно учиться в школе. Необходимо также понимать, что есть образовательные программы начальной школы, обучение по которым не рекомендуется для детей-левшей.
К таким, например, относится программа Петерсон и ряд других.
Расширенная диагностическая консультация квалифицированного нейропсихолога поможет родителю выбрать оптимальную программу и помочь ребенку быть успешнее.
Почитать о том, как проходят занятия нейропсихолога.
Кроме этого, приглашаем в наш нейропсихологический семейный лагерь, который проходит в июне.
Количество занятий в неделю ( * - вторая половина дня) | ||
1 класс | 2 класс | |
русский язык | 4 | 4 |
математика | 4 | 4 |
литературное чтение | 4 | 4 |
английский язык | 1 * | 2 |
окружающий мир | 2 | 2 |
шахматы | 1* | 1* |
Психология (тренинг общений) | 1* | 1* |
Лечебная физ-ра, ОФП | 2 | 2 |
Нейропсихологическая коррекция | 2 | 2 |
Мечевой бой (спорт) | 1* | 1* |
Школа памяти | 1* | 1* |
хип-хоп, брейк (мальчики) | 1* | 1* |
музыка | 1* | 1 |
логоритмика | 1* | 1* |
робототехника | 1* | 1* |
театральное мастерство | 1* | 1* |
Ручные навыки: рукоделие, столярная, кулинария | 1* | 1* |
ИЗО, технология | 2 | 2 |
всего часов | 31 | 32 |