Левша ли ребенок? И если левша, то что с ним делать? – Центр детской нейропсихологии РОСТ

Левша ли ребенок? И если левша, то что с ним делать?

Левша ли ребенок? И если левша, то что с ним делать?

Ваш ребенок левша? А может быть вы считали, что он правша, а на консультации у нейропсихолога выяснилось, что у ребенка скрытое левшество? Стоит ли переучивать левшу? Какие есть особенности у детей с левшеством? Ответы на эти  и многие другие вопросы читайте в нашей заметке.

Левшество: генетическое или приобретенное?

По оценкам зарубежных исследований, левшами являются около 10% взрос­лых, среди детей школьного возраста этот процент значительно выше. Как указывает Т.А. Доброхотова и Н.А. Брагина, частота леворукости варьируется в пределах  до 30% у детей, наблюдается тенденция роста количества детей этой категории в начальной школе. По исследованиям М. Безруких, в последние годы число леворуких детей в начальной школе, составляет 15%–23%.

Современные нейрофизиологические исследования показывают, что левор­укость и левшество – это результат одного из вариантов структурно-функцио­нальной асимметрии мозга.

Все прогнозы о леворукости в возрасте ребенка до 4–5 лет малоэффективны.  С 2 до 4 лет у детей наблюдается практичес­кая равноценность в активности использования обеих рук и только к 4–5 годам формируется стойкое предпочтение одной из рук. Если выбор ведущей руки опре­де­ляется к трём годам, интенсивность (степень) её использования существенно возрастает от трёх до девяти лет.

В процессе обучения необходимо учитывать также феномен «псевдолево­рукости». К определённому возрасту (в норме к 5 годам) у ребёнка формируется доминантное полушарие по отношению к данной руке, например, у правшей – левое полушарие. Часто наблюдается и нетипичное психическое развитие, когда у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке, часто наблюдается смешанный профиль асимметрии мозга. В этих случаях наблюдается «псевдолеворукость» или примерно равное использование обеих рук – «двуру­кость». Таких детей называют амбидекстрами. Исследования показывают, что особенности психики у таких детей такие же, как у левшей и леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой, как правило, не страдают от декстра-стресса (давление праворукой среды).

К категории «дети-левши» относят также «бытовых левшей» – детей, исполь­зующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий – левую. В инди­ви­дуальном профиле асимметрии эти дети также чаще имеют «смешанный» профиль асимметрии.

Причины леворукости и левшества

Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоя­ще­го времени механизмы передачи этого признака точно не известны, но достоверно установлено, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид – это «компенсаторное» левшество, связанное микропоражения­ми и мозга, чаще – его левого полушария. Деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием и в случае микропоражений мозга, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

Родителю стоит понимать, что если в роду были левши, то ребенку-левше будет легче приспособиться к требованиям социума. Если же левшество не является генетическим (сейчас большое количество таких детей), то чаще всего ребенку будет необходима помощь нейропсихолога. У детей с приобретенной леворукостью (в результате родовым травм, например) большие трудности с освоением временно-пространственных представлений, трудности при чтении и счете.У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, моторики и т.п.

В настоящее время разработаны специальные прописи для левшей, и другие образовательные методики, чтобы дети с ведущей левой рукой могли успешно учиться в школе. Необходимо также понимать, что есть образовательные программы начальной школы, обучение по которым не рекомендуется для детей-левшей.

К таким, например, относится программа Петерсон и ряд других.

Расширенная диагностическая консультация квалифицированного нейропсихолога поможет родителю выбрать оптимальную программу и помочь ребенку быть успешнее.

Почитать о том, как проходят занятия нейропсихолога.

Кроме этого, приглашаем в наш нейропсихологический семейный лагерь, который проходит в июне. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *