Нейрошкола - здоровьесберегающий формат обучения детей

Нейрошкола – другая школа, новый формат обучения

НЕЙРОШКОЛА

  •  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ  ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Курицын Александр, нейропсихолог, руководитель Ассоциации практикующих нейропсихологов, основатель и директор Нейрошколы РОСТ,  detirosta@yandex.ru

http://www.neuroschool.moscow 

     Наблюдение практического нейропсихолога показывает, что современное образование в настоящее время испытывает серьезный кризис. Всеобщая инклюзивная практика так и не привела к полноценной социализации детей с индивидуальными особенностями/ОВЗ в коллективе норматипичных сверстников. Невозможно осуществить инклюзию в классах, где учится 30-40 человек, и один единственный учитель, который должен адаптировать единую учебную программу под совершенно разных детей. Также мы знаем, что многие педагоги не могут принять  детей с ОВЗ. Многие педагоги ориентируются в своей работе на одаренных и “быстросхватывающих” детей, а совсем не на “отстающих”. Не просто так есть отдельная профессия специального педагога – дефектолога. Именно учитель-дефектолог занимается обучением детей в специальных коррекционных ОУ и в классах КРО в обычных школах, которые были упразднены в последние годы. Когда я начинал работать в 2004 году в московской школе № 115, такие классы мне еще удалось застать. Дети учились в обычной среднестатистической школе, но количество детей было 10-11 человек в классе, и требования к ним были минимальные, с 8 класса профилизация, подготовка к обучению в ПТУ (колледже). Классный руководитель была опытная дефектолог. Сколько сейчас дефектологов в школе? Иногда – нет совсем. В лучшем случае 1 специалист на несколько зданий. Слабое внимание уделяется обучению и подготовке тьюторов. Перечислять проблемы можно долго.   Сокращение количества специальных коррекционных учебных заведений, закрытие классов КРО, привели к тому, что благополучно обучаться и усваивать школьную программу в условиях массовой школы могут всего 30 – 40% обучающихся. Это те дети, которые не испытывают трудностей в поведении, общении, формировании базовых учебных навыков, не имеют проблем со здоровьем. Вместе с тем практически у половины детей, обучающихся в начальной школе, имеются те или иные логопедические, нейропсихологические или психологические затруднения. Растет количество детей, имеющих официально такие диагнозы как ОНР, РАС, ЗПРР, СДВГ, дислексия, дисграфия, дискалькулия.

      Работа с детьми, имеющими трудности освоения школьной программы в начальной школе, одна из основных задач, остро стоящих перед педагогами, психологами,  логопедами и нейропсихологами.

     Почему ребенок плохо запоминает материал на уроке, у него неразборчивый почерк, “глупые” ошибки при письме? В традиционной педагогике ответ один – ленится, не старается, родители не научили… Это совсем нет так! Ребенок может быть очень старательным, но все равно неуспешным в обучении. Нейропсихологический подход к проблемам обучения совершенно по-другому отвечает на эти вопросы. Причина учебных трудностей – дефицитарность в работе одного или нескольких  функциональных блоков мозга. Неблагоприятная экологическая среда, питание, стрессы в условиях мегаполиса, гипоксии при рождении, генетический фактор  – лишь некоторые причины того, что количество детей, имеющих трудности обучения, увеличивается.

      До определенного времени мы в центре РОСТ пытались корректировать трудности детей по методу нейропсихологической коррекции без оглядки на школу, и получали даже определенные позитивные результаты. Ребенок после курса МЗО Семенович начинал быстрее и аккуратнее писать. Чуть побыстрее – читать. Улучшалась мелкая и крупная моторика, выравнивался почерк. Но проходило время, и эти результаты нередко “обнулялись” уже через месяц – другой. Педагоги не учитывали рекомендации нейропсихолога о нейродинамических особенностях. Если ребенок не может усидеть 45 минут за партой без движения, учитель должен дать возможность динамической паузы, разрешить ребенку в ходе урока встать, помыть доску, пройтись по классу! Или, например, ребенку-кинестетику учитель во время урока запрещал штриховать-рисовать, хотя именно во время движения у ребенка данного нейротипа улучшалась скорость обработки информации. И таких примеров – пруд пруди… 

       И тогда мы с коллегами решились попробовать открыть школу иного формата. Семейная Нейрошкола РОСТа открылась в сентябре 2020 года. 

     Отличительные особенности процесса обучения в Нейрошколе:

  • утренняя нейрозарядка – комплекс активизирующих упражнений А.В. Семенович – проводится ежедневно 10-15 минут, с целью мобилизации ресурсов мозга, пробуждения ребенка после сна.
  • 7-9 детей в классе, качественный подход к проблемам ребенка, полноценная нейродиагностика перед началом обучения, динамическое наблюдение в течение учебного года педагогом, нейропсихологом, логопедом, психологом
  • 1-2 раза в неделю занятия с нейропсихологом в групповом формате,  уроки включены в учебный план. Нет необходимости отдельно, после школы, “таскать ребенка” на коррекционные занятия в детский нейроцентры, все специалисты (логопед, нейропсихолог, дефектолог) работают в одном месте
  • длительность уроков 35 минут, также на уроках используются специальные нейротренажеры, дети делают с педагогами нейроупражнения, нейроразминки, улучшаем внимание, память, моторику, самоконтроль и саморегуляцию.

В начале урока 5 минут уделяется на включение детей в работу с помощью специальных упражнений (дыхательные, глазодвигательные упражнения, рисование двумя руками и др), далее 25 минут- работа по основной учебной программе, 5 минут отводится на закрепление пройденного материала, дописывания. Такой подход позволяет выдержать ребенку темп урока, не переутомиться и усвоить материал.

  • сенсорная интеграция – обучение в Нейрошколе построено на включении во время урока различных каналов восприятия: аудиального, кинестетического, визуального.

Максимально насыщенная сенсорная среда! Мы не используем  электронные доски и гаджеты. Электро-магнитного излучения вокруг современного ребенка итак хватает. Ребенок должен чувствовать запахи, ощущать прикосновение ветра, слышать звуки лесных птиц. Все это не передаст ни одна электронная доска. При изучении букв мы их лепим, стихи заучиваем под ритм с движением, на музыке и поем, и подключаем пальчиковые упражнения, ритм. На уроках математики решаем примеры под звуки классической музыки.

  • здоровьесберегающий подход к обучению.

Организация щадящего дня в середине недели, среды, в котором нет сложных предметов (математика, русский, английский язык). А есть ИЗО, окружающий мир, технология, физическая культура. Стараемся выезжать в музеи в этот день, посещать лесопарковую зону Серебряный бор.

Чередования во время урока учебной позы (сидя / стоя), использование специальной конторки, за которой ребенок 5-10 минут может в течение урока поработать стоя.

Рассадка учащихся во время уроков проходит по их нейротипу

(в соответствии с рекомендациям нейропсихолога)

Модульная система обучения 5+1

Каникулы через каждые 5 учебных недель, позволяем быстроистощаемому ребенку сохранить свое здоровье и восстановиться!

  • мотивационной системе обучения уделено особое внимание.

Система мотивации выстроена так, что позволяет сочетать развитие как внутренней мотивации (ребенку интересно учится за счет включения в уроки интересных познавательных экспериментов, опытов, заданий, имеется возможность сильному ученику помогать более слабому ученику, включение элементов взаимопроверки детьми работ друг друга) так и внешние стимулы (мотивационный магазин проходит раз в месяц, дети тратят заработанные за урок баллы на сувениры, подарки, игры)

  • аттестация проходит по единой системе 1 раз в год на базе ЧОУО “Феникс”, дети закреплены на очно-заочной форме обучения, и при переходе из класса в класс проходят тестирование МЦКО и срез знаний.
  • психологический комфортный микроклимат в коллективе

В нашей Нейрошколе с классами работают психологи-тьюторы, которые проводят тренинги по сплочению, Уроки Дружбы, ведут беседы с детьми о правилах поведения, занимаются адаптацией. Системная психологическая работа помогает социализировать детей, имеющих различные индивидуальные особенности развития. Также психолог помогает педагогу в ходе урока, следит за дисциплиной в классе.

      Вот уже второй год реализуется наш проект Нейрошколы. Какие же есть результаты?

За 2020-2021 учебный год у одной их учащихся скорректирована смешанная форма дисграфии, девочка является билингвом. В 2021 году она перешла в 3 класс обычной школы, и сейчас учится  на “хорошо” и “отлично”. У другого бывшего нейрошкольника – дисграфика и дислексика – произошли сдвиги в чтении, улучшилась скорость письма, уменьшилось количество ошибок повысилась общая самооценка. Он также перешел в государственную школу и продолжает обучаться там. Не всегда нам удается помочь и социализировать, особенно если дело касается грубых поведенческих отклонений, девиантного поведения. Иногда приходится прощаться с воспитанниками, особенно если поведение становится опасным для окружающих, и рекомендовать кадетскую школу или индивидуальный маршрут обучения.

     Сильное влияние на успешность обучения ребенка, отношение его к школе оказывает семейная ситуация: развод, конфликты в семье, непринятие родителем особенностей ребенка, его “диагноза”, гиперопека. Только в единой системе в содружестве “педагог-родитель-врач” мы сможем достичь хороших результатов c детьми. Родители всегда могут обратиться к нашим психологам и специалистам. Перспективное направление, на наш взгляд, “Родительская гостиная”, где вместе с семейным психологом можно было обсудить трудности воспитания детей, родительские стратегии и успешные лайфхаки. Мы не обещаем “золотые горы” и 100% результат, но мы готовы пробовать…вместе с семьей, веря в каждого ребенка!

17 апреля 2022 ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Записаться на диагностику можно по телефону 8-925-606-26-24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *