Особенности характера ребенка – Центр детской нейропсихологии РОСТ

Особенности характера ребенка

Особенности характера ребенка

Часто на консультациях мы слышим от родителей такие вопросы

  • Как же все-таки строить отношения с ребенком, заниматься его воспитанием,  разрешать конфликты, да еще получать при этом удовольствие, если наши с ним характеры так схожи, что мы бьемся друг об друга, как скала о скалу
  • Или, наоборот: мы так отличаемся друг от друга, что нам практически невозможно друг друга понять

Да мало ли примеров! Вы наверняка, пока читаете эту статью, вспомните еще несколько своих вариантов трудных ситуаций из своей собственной жизни.

Вспомните сами: легко ли вам было с вашими родителями, когда вы были еще ребенком?

Из раза в раз на групповых встречах и консультациях мы разбираем различные жизненные ситуации, которые показывают: как важно понимать, различать, чувствовать, учитывать врожденные индивидуальные особенности темперамента и характера ребенка!

  • Один ребенок может быть импульсивным, эмоциональным и подвижным. Он бурно радуется и огорчается. Он требователен и настойчив.
  • Другой – напротив, спокойный, медлительный, вдумчивый и основательный. Он может почти не проявлять своих эмоций, переживать и радоваться где-то глубоко внутри. Чтобы увидеть, что он чем-то расстроен, придется еще постараться его разговорить и растормошить.
  • Кто-то открыт на встречу всему миру: общительный и улыбчивый,
  • А кто-то  может быть замкнут на своем внутреннем мире, вариться в своих чувствах и переживаниях. Вариации можно перечислять до бесконечности, правда?

Неизменным остается только одно: каждый из таких разных детей имеет право на существование, понимание, уважение и принятие со всеми его особенностями.

Один спортсмен поделился своими воспоминаниями из детства о том, как однажды, проиграв на соревнованиях, он испытал ужасное чувство вины перед своей семьей. Ему казалось, что он своим поражением опозорил семью и ему нет, и не может быть, прощения. Чтобы реабилитировать себя, он схватил в раздевалке лавочку и побежал догонять своего соперника, чтобы победить его хотя бы сейчас.

Представьте,  какой всплеск чувств и эмоций у этого ребенка! Что это было:

  • Проявление врожденных особенностей темперамента или просто невоспитанность?
  • Что  делать взрослому в такой ситуации?
  • Как реагировать? Как успокаивать?
  • Как научить такого ребенка управлять своими чувствами?
  • На какие особенности маленького человека необходимо обратить внимание в первую очередь?
  • Какие его слабые стороны стоит щадить и относиться к ним особенно бережно?
  • На что стоит опираться взрослому, воспитывающему такого импульсивного ребенка?

Масса вопросов возникает в связи только с одним таким случаем!

А ведь  каждый ребенок очень не похож на другого!  И в первую очередь речь идет о том багаже, который человек получает от рождения.

Каждый случай и каждая ситуация неповторимы. Родители, у которых больше одного ребенка хорошо знают, как отличается  реакция детей даже в одной семье на одну и ту же ситуацию.  Что уж говорить о группе детей, если вам приходится с ними работать!

И что нам, бедным взрослым делать, когда на нас лежит такая неподъемная ответственность за счастье и качественное развитие каждого ребенка? Куда бежать? Где искать ответы на множество возникающих вопросов?  Как и на какой кривой козе подъезжать к таким разным и порой непредсказуемым детям?

 На часть из этих вопросов мы попытаемся с вами вместе найти ответ, разобравшись хорошенько, что же такое темперамент и характер, можно ли на них влиять и изменять?

Какие особенности личности являются постоянными врожденными величинами и являются основой характера, с которыми приходится просто считаться: они есть по умолчанию, а на какие можно влиять, корректировать, постепенно изменять и выравнивать?

О такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного педагога Януша Корчака

«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами… Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.

Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.

Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз… Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль…

Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает…»

Целую серию статей мы решили посвятить особенностям темперамента и характера ребенка, поскольку считаем эту тему важнейшей в воспитании маленького человека.

Ведь от характера зависит практически все в жизни человека: как он живет, общается с окружающими его людьми, как реализует свои мечты и планы, как обучается, как живет в семье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *