Да мало ли примеров! Вы наверняка, пока читаете эту статью, вспомните еще несколько своих вариантов трудных ситуаций из своей собственной жизни.
Из раза в раз на групповых встречах и консультациях мы разбираем различные жизненные ситуации, которые показывают: как важно понимать, различать, чувствовать, учитывать врожденные индивидуальные особенности темперамента и характера ребенка!
Один спортсмен поделился своими воспоминаниями из детства о том, как однажды, проиграв на соревнованиях, он испытал ужасное чувство вины перед своей семьей. Ему казалось, что он своим поражением опозорил семью и ему нет, и не может быть, прощения. Чтобы реабилитировать себя, он схватил в раздевалке лавочку и побежал догонять своего соперника, чтобы победить его хотя бы сейчас.
Представьте, какой всплеск чувств и эмоций у этого ребенка! Что это было:
А ведь каждый ребенок очень не похож на другого! И в первую очередь речь идет о том багаже, который человек получает от рождения.
Каждый случай и каждая ситуация неповторимы. Родители, у которых больше одного ребенка хорошо знают, как отличается реакция детей даже в одной семье на одну и ту же ситуацию. Что уж говорить о группе детей, если вам приходится с ними работать!
И что нам, бедным взрослым делать, когда на нас лежит такая неподъемная ответственность за счастье и качественное развитие каждого ребенка? Куда бежать? Где искать ответы на множество возникающих вопросов? Как и на какой кривой козе подъезжать к таким разным и порой непредсказуемым детям?
На часть из этих вопросов мы попытаемся с вами вместе найти ответ, разобравшись хорошенько, что же такое темперамент и характер, можно ли на них влиять и изменять?
Какие особенности личности являются постоянными врожденными величинами и являются основой характера, с которыми приходится просто считаться: они есть по умолчанию, а на какие можно влиять, корректировать, постепенно изменять и выравнивать?
«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами… Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.
Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.
Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз… Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль…
Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает…»
Целую серию статей мы решили посвятить особенностям темперамента и характера ребенка, поскольку считаем эту тему важнейшей в воспитании маленького человека.
Количество занятий в неделю ( * - вторая половина дня) | ||
1 класс | 2 класс | |
русский язык | 4 | 4 |
математика | 4 | 4 |
литературное чтение | 4 | 4 |
английский язык | 1 * | 2 |
окружающий мир | 2 | 2 |
шахматы | 1* | 1* |
Психология (тренинг общений) | 1* | 1* |
Лечебная физ-ра, ОФП | 2 | 2 |
Нейропсихологическая коррекция | 2 | 2 |
Мечевой бой (спорт) | 1* | 1* |
Школа памяти | 1* | 1* |
хип-хоп, брейк (мальчики) | 1* | 1* |
музыка | 1* | 1 |
логоритмика | 1* | 1* |
робототехника | 1* | 1* |
театральное мастерство | 1* | 1* |
Ручные навыки: рукоделие, столярная, кулинария | 1* | 1* |
ИЗО, технология | 2 | 2 |
всего часов | 31 | 32 |