Очень часто воровство – это стремление привлечь к себе внимание родителей, признак общего неблагополучия семейно системы. Обычно пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель “воришки” достигнута – получена немалая порция родительского внимания и социального (милиция, учителя). Даже такая негативная реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность, что часто бывает в семьях, где обнаруживается воришка-ребенок. Кроме этого нередко ребенок начинает воровать, пытаясь спасти семью от сильных изменений, таких например, как развод родителей…
Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях – меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше времени нужно посвятить восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо острая ситуация и ребенка или подростка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к психологу.
Еще одна причина воровства – протест против излишних запретов и ограничений.
Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке. Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях), это касается и времени отбоя, и обязательном условии выделения времени на свободное общение со сверстниками.
Если ребенок “не пойман за руку”, невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности. Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение.Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие “воровством”, “кражей”, “преступлением”. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют “долг”, а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Правило “Свое-Чужое”.
Ребенок должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем – нет (в том числе вещами общего пользования).
Правило “Карманные деньги”
Ребенок должен иметь карманные деньги, как можно с более раннего возраста. Лучше, если это будет организованно уже в дошкольном возрасте. Но уже в школьном возрасте – обязательно. У ребенка должны быть деньги на неделю. Сумма, опять же, зависит от бюджета семьи. В некоторых семьях это могут быть и 20 рублей, в некоторых и больше. Но лучше, чтобы в начальной школе это была сумма – адекватная возрасту. У ребенка могут быть потребности, которые родитель не предусмотрел. Ребенок может купить себе что-то в школьном буфете. Он может купить себе ручку, журнал, чупа-чупс. Он учится распоряжаться деньгами с самого раннего возраста.
Количество занятий в неделю ( * - вторая половина дня) | ||
1 класс | 2 класс | |
русский язык | 4 | 4 |
математика | 4 | 4 |
литературное чтение | 4 | 4 |
английский язык | 1 * | 2 |
окружающий мир | 2 | 2 |
шахматы | 1* | 1* |
Психология (тренинг общений) | 1* | 1* |
Лечебная физ-ра, ОФП | 2 | 2 |
Нейропсихологическая коррекция | 2 | 2 |
Мечевой бой (спорт) | 1* | 1* |
Школа памяти | 1* | 1* |
хип-хоп, брейк (мальчики) | 1* | 1* |
музыка | 1* | 1 |
логоритмика | 1* | 1* |
робототехника | 1* | 1* |
театральное мастерство | 1* | 1* |
Ручные навыки: рукоделие, столярная, кулинария | 1* | 1* |
ИЗО, технология | 2 | 2 |
всего часов | 31 | 32 |