В последнее время увеличилось количество детей, имеющих расстройства аутистического спектра, которые приходят в начальную школу с незрелостью отдельных структур головного мозга. Школа для детей с РАС.
Важная черта детей с РАС – неравномерное развитие ВПФ. Присутствует избирательность в общении, в еде, в выборе форм и видов деятельности. Они подолгу могут конструировать или лепить, но не любят писать. Могут прекрасно запоминать на слух иностранные слова, но не понимать смысл задач по математике и не запоминают последовательность времен года. На языке нейропсихологии, дети с РАС, имеют несформированность лобных отделов головного мозга, которые отвечают за то, что делать НАДО. Детям с РАС трудно длительное время удерживать концентрацию внимания, они нуждаются в помощи тьютора, желательно тьютора, имеющего психологическое образование. Часто диагноз РАС сочетается с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Что же такое несформированность лобных отделов головного мозга?
Претензии к ребенку с функциональной несформированностью лобных структур левого полушария ( по мнению Семенович АB ) удивительно однообразны: легко отвлекается, не может сосредоточиться, равнодушен. Не только в обучении, но и в повседневной жизни не проявляет выраженного к чему-либо интереса, особенно если от него требуется хоть минимальное усилие, если это не просто манипулятивное действие, а нечто более сложно организованное.
Ребенок с РАС может часами бездействовать или играть в одну и ту же игру без особого азарта и желания попробовать другую. Уроки выполняются часами, если рядом не «нависает» взрослый. Его не волнуют ни поощрения, ни наказания, особенно в старшем возрасте.
Социально приемлемые ценности и нормы поведения отнюдь не являются для этих детей аксиомами. Абстрактно сформулированное: «Надо хорошо учиться. Это интересно… и т.п.» — не вызывает энтузиазма. Им нужна зримая перспектива абсолютно материализованного поощрения или наказания. Но с возрастом притягательность награды или страх перед предстоящей расплатой постепенно сходят «на нет».
Во всех возможных вариантах присутствуют постоянные персеверации (интерное воспроизведение затверженного стереотипа), глобальное упрощение любой программы и повышенная отвлекаемость. Упражнения по русскому языку выполняются наполовину, часты пропуски букв, а иногда и слов; одно и то же слово пишется дважды и т.п. Арифметическая задача из трех действий выполняется в одно; проверка решенной задачи и правильное написание ответа является исключением. Если в предыдущем примере надо было вычитать, ребенок и дальше станет вычитать, а не выполнять ту задачу, которая перед ним поставлена (например, складывать). Чтение может быть достаточным, но плохо интонированным, монотонным, без смысловых ударений. Из-за этого страдает понимание текста на любом уроке.
Любая учебная программа (начиная с детского сада) усваивается таким ребенком с трудом. Часто он бросается импульсивно что-то делать, не дослушав задание до конца; не обнаруживает заинтересованности в результате. Видна тенденция к регрессивным (свойственным более младшему возрасту) формам поведения.
При этом ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, если взрослый неустанно его контролирует. Вообще для таких детей характерно отсутствие даже минимальной потребности в самоанализе и сверхзависимость от значимого взрослого.
Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Снижена обобщающая функция речи, что наиболее ярко проявляется в интеллектуальных тестах. Ущербна активная развернутая самостоятельная речевая продукция. С возрастом, если не заниматься со специалистами, такими как нейропсихолог Москва , дефектолог, логопед – нарастает задержка формирования произвольного внимания, интеллекта, критичности и произвольной саморегуляции.
В любом случае именно самостоятельная продуктивная речь не достигает того уровня развития, когда она становится организатором и конструирующим фактором деятельности.
Именно поэтому жестко регламентированная психологическая и нейрокоррекционная работа в школе должна стать основой формирования у ребенка с РАС, внутренней самоорганизации. В нашей #НейроШкола для детей с РАС, СДВГ, ЗПР для 1-4 классов созданы условия для коррекции проявлений лобного синдрома:
Количество занятий в неделю ( * - вторая половина дня) | ||
1 класс | 2 класс | |
русский язык | 4 | 4 |
математика | 4 | 4 |
литературное чтение | 4 | 4 |
английский язык | 1 * | 2 |
окружающий мир | 2 | 2 |
шахматы | 1* | 1* |
Психология (тренинг общений) | 1* | 1* |
Лечебная физ-ра, ОФП | 2 | 2 |
Нейропсихологическая коррекция | 2 | 2 |
Мечевой бой (спорт) | 1* | 1* |
Школа памяти | 1* | 1* |
хип-хоп, брейк (мальчики) | 1* | 1* |
музыка | 1* | 1 |
логоритмика | 1* | 1* |
робототехника | 1* | 1* |
театральное мастерство | 1* | 1* |
Ручные навыки: рукоделие, столярная, кулинария | 1* | 1* |
ИЗО, технология | 2 | 2 |
всего часов | 31 | 32 |