Эту историю рассказал мне на одном из семинаров детский спортивный тренер. В детстве этот молодой человек серьезно занимался единоборствами, и понятно, участвовал в многочисленных соревнованиях. Однажды он проиграл своему сопернику, и это были соревнования, на которые он пригласил всю свою семью. Родные мальчика сидели на трибуне, и видели, как он опозорился. Он так и сказал: «Опозорился». Когда судья поднял вверх руку победителя, проигравший мальчишка не мог поднять глаза.
«Мне казалось тогда, что я опозорил свою семью»,- делился он своими воспоминаниями. Это было так ужасно, но я ничего уже не мог сделать. Чтобы хоть как-то себя реабилитировать, он решил взять реванш хотя бы в раздевалке. Горечь поражения была такой сильной, что он схватил лавочку и гонял своего соперника до тех пор, пока их не разняли взрослые.
«Я победил его, пусть даже этого никто не видел. Только после этого я смог немного успокоиться и посмотреть в глаза своей семье».
Давайте вместе поразмышляем над этой ситуацией.
И откуда такие мысли: «Опозорил семью, недостоин, не могу поднять глаза…»?
В любом возрасте дети –это самые лучшие подражатели и имитаторы. Они имитируют свою семью, подражают поведению значимых взрослых.
Как например в нашем случае: мальчик – надежда всей семьи, спортсмен, чемпион. Он не может не оправдать ожиданий своих родных. Только Чемпион, только Победа. Поражение для него было равносильно потере любви близких, а как иначе, ведь он разочаровал их!
Чаще всего взрослые сами провоцируют ребенка на такое острое переживание любых неудач, транслируя маленькому человеку явно завышенные ожидания. Причем не важно, эти завышенные требования вы предъявляете к себе, к нему или к окружающему миру. Ребенок все воспринимает на свой счет.
Не согласны? Тогда приглашаю вас непредвзято и честно наедине с собой оценить свои ожидания в отношении своих собственных успехов. Как вы сами переживаете поражения? Какие требования вы предъявляете к себе? А к ребенку?
Переживания ребенка в этом случае очень сильные, а как иначе: ведь на кону родительская любовь! Во всяком случае так думает ребенок в этот момент.
Теперь давайте немного пофантазируем! Вы можете представить себе ситуацию, когда синичка не смогла найти червячка, чтобы накормить своих птенцов, и сильно переживает по этому поводу? Это было бы забавно, правда? Какое это имеет отношение к обсуждаемой теме? Да самое прямое!
Маленький ребенок, жизнь которого пока управляется природными рефлексами и инстинктами, тоже не будет переживать, когда, например, осваивает первые шаги. А ведь ученые говорят, что это, пожалуй, самое сложное дело: научиться ходить. Бесконечное количество попыток. Их нельзя назвать неудачными, правда? Ребенок просто учится ходить! Ему интересно. Ему регулярно бывает больно, и тогда он плачет. Не переживает, заметьте, а плачет, потому что ударился. Он не рефлексирует на тему позора, неудач и прочей ерунды. Ребенок делает самое важное дело своей маленькой жизни. Все!
Откуда же берутся в последствии разного рода тревоги, переживания, граничащие с неврозом?
Эти неврозы обеспечиваем нашим детям мы сами: взрослые. Делаем мы это разными и очень изощренными способами, порой обманывая даже самих себя:
Первый шаг к решению этой проблемы: посмотреть правде в глаза и сказать себе: «Да, у меня есть куча ожиданий в отношении моего ребенка, но он не обязан им соответствовать! Я сам также не обязан соответствовать ожиданиям других людей и имею право быть самим собой!
Следующий шаг-это искреннее признание чувств ребенка и уважение к ним.
Третий шаг, спокойное и дружеское обсуждение с ребенком самой ситуации, чувств и эмоций
Чего делать не нужно:
Что нужно делать, если ребенок сильно переживает из-за проигрыша
Количество занятий в неделю ( * - вторая половина дня) | ||
1 класс | 2 класс | |
русский язык | 4 | 4 |
математика | 4 | 4 |
литературное чтение | 4 | 4 |
английский язык | 1 * | 2 |
окружающий мир | 2 | 2 |
шахматы | 1* | 1* |
Психология (тренинг общений) | 1* | 1* |
Лечебная физ-ра, ОФП | 2 | 2 |
Нейропсихологическая коррекция | 2 | 2 |
Мечевой бой (спорт) | 1* | 1* |
Школа памяти | 1* | 1* |
хип-хоп, брейк (мальчики) | 1* | 1* |
музыка | 1* | 1 |
логоритмика | 1* | 1* |
робототехника | 1* | 1* |
театральное мастерство | 1* | 1* |
Ручные навыки: рукоделие, столярная, кулинария | 1* | 1* |
ИЗО, технология | 2 | 2 |
всего часов | 31 | 32 |