Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста на занятиях нейропсихолога – Центр детской нейропсихологии РОСТ

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста на занятиях нейропсихолога

игры с нейропсихологом

семинар по нейропсихологии

Как развить внимание у детей старшего дошкольного возраста?

Произвольное внимание – это один из важных компонентов готовности у обучению в школе. 

 

С точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р.Лурия) за формирование произвольной регуляции человека отвечает третий функциональный блок мозга (ФБМ) — блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Девиз этого уровня: «я должен». Очевидно, что способность  концентрировать свое внимание в течение длительного времени формируется у человека по мере взросления и зависят от окружающей среды. Формирование блока программирования, регуляции и контроля начинается с 5-6 лет и продолжается и в младшем школьном возрасте, и в подростковом возрасте. Воспитание ребенка в семье также влияет на формирование произвольной регуляции. Если ребенок избалован и не имеет никаких обязанностей и ответственности, то это фактор, негативно влияющий на формирование 3 ФБМ. И наоборот, если в разумных пределах ребенку прививается в семье ответственность, ребенок подключается к выполнению домашних обязанностей, помогает семье, то это положительный фактор, влияющий на развитие произвольной регуляции и самоконтроль.

Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Произвольное внимание, необходимое ребенку для усвоения учебного материала, можно развить и формировать.

Как же развивать произвольность и внимание? Чем может помочь ребенку родитель? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?

По мнению Л. С. Цветковой, в первую очередь необходима ранняя (с 4-5 лет) нейропсихологическая диагностика, которая дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции  по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления. 

Когда необходимы развивающие занятия с нейропсихологом? Занятия необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы, имеющих слабую моторику, неловкость (неуклюжесть), травму при родах и гипоксию в раннем возрасте, задержку речевого развития, а так же общую психофизическую ослабленность, слабую имунную систему.

 

Особое внимание на занятиях уделяется играм. Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью. Игра для ребенка является фактором, формирующим мотивацию к занятию. Ряд подвижных игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания (перечислены ниже), могут проводить с детьми старшего дошкольного возраста родители самостоятельно.

Игра “Птицы, рыбы, звери”

Цель игры: развитие переключаемости ребенка и крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.

Ход игры: Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра “Дотронься до”

Цель игры: развитие скорости и темпа реакции, произвольности, внимания.

Ход игры: Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Игра “Огонь-лед-вода-дерево”

Цель игры: формирование произвольной регуляции, умения слышать инструкцию, удерживать несколько инструкций в голове.

Ход игры: Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра “Робот Повторялка”/ Непослушный Робот

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз – сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить. Непослушный Робок делает все движения наоборот.

Игра “Секретное слово”

Цель: формирование произвольности, внимания.

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)

Игра “Зеркало”

Взрослый перед ребенком выполняет действие, ребенок выполняет противоположное этому действие. Взрослый идет влево, а ребенок вправо. Взрослый садится, а ребенок подпрыгивает и т.д.

Центром семейных отношений РОСТ в июне проводится летний нейропсихологический лагерь УСПЕХ, после которого у детей значительно улучшается произвольное внимание, память и тд. Отзывы родителей о лагере УСПЕХ читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *