Нейропсихология детского возраста только у нас!

Нейропсихология детского возраста

Нейропсихология детского возраста

Нейропсихология детского возраста – это востребованное направление коррекционно-развивающей помощи ребенку как с развитием выше нормы (одаренностью, гениальность), так и с особенностями развития (задержка речевого развития, СДВГ, расстройства аутистического спектра, логоневроз и т.д.)

 Многих родителей  интересует, как же проходят занятия с детским нейропсихологом и в чем их практическая польза?

Комплексные занятия нейропсихологической коррекции включают в себя следующие блоки:

  • растяжки, балансировки
  • дыхательные упражнения
  • глазодвигательные упражнения
  • двигательно-моторная коррекция (выполнение ползаний на разных уровнях и с различными усложнениями)
  •  развитие когнитивных способностей за счет игр, выполнения письменных заданий и т.д.

Растяжки

– система специальных упражнений, основанных на естественных движениях.  Выполнение растяжек способствует преодолению мышечного пониженного или повышенного тонуса, зажимов; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса, повышение общей активности, моторики, помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свое тело, повышает работоспособность. Любое отклонение в мышечном тонусе может стать причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.
Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела.

Глазодвигательные упражнения

Часто у детей сужено поле зрительного восприятия. Ребёнок видит только то, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает только с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.
К 3 годам ребёнку надо освоить навык оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и горизонтали, отслеживая его без поворота головы. Движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться у ребёнка к 3 месяцам.
При фрагментарности зрительного восприятия страдают и другие сферы познавательной деятельности, например речь. Если ребёнок видит фрагментарно, то он будет слышать фрагментарно. У детей при письме, чтении и речи прослеживаются одновременные движения разных частей тела: крутиться или высовывается язык, ребёнок перебирает предметы руками, раскачивается всем телом, качает или дёргает ногой – это называется неадекватная синкинезия. Ребёнок компенсирует трудности концентрации внимания, что является очень энергозатратным процессом.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребёнку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лёжа, сидя и стоя. Во время усвоения упражнений ребёнком добавляются движения языка. Упражнения выполняются сначала отдельно глазами, потом глаза и язык вместе и врозь.

Дыхание

Дыхание оказывает релаксирующую функцию, способствует концентрации внимания. Оно отражает эмоциональное состояние, с помощью дыхания можно  управлять эмоциями. Современные дети чаще время проводят за компьютером, это не требует активного включения волевых усилий, как при письме, счёте. Ребёнок дышит и не о чём не задумывается.
Например, ребёнок на занятиях в школе во время выполнения трудного задания начинает волноваться и задерживать дыхание. Сбой в дыхании влияет на обделение кислородом головного мозга, т.к. не выстроено правильное дыхание и синхронизация дыхания с движением. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, также в комплексе с различными движениями. Это способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости и улучшению общего состояния ребёнка. Дыхание способствует обильному насыщению кислородом головного мозга. Дыхательные упражнение состоят из ритмов, которые подчиняются сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной регуляции у ребёнка. Так, дети постепенно переносят усвоенные правила дыхания на правила в жизни. Детям проще контролировать своё поведение и эмоциональные реакции.

Двигательно-моторная коррекция (ползанье)

У современных детей замечено в раннем и позднем возрасте нарушения координации движений. При ходьбе дети пошатываются, спотыкаются, часто падают, задевают окружающие предметы, с трудом переключаются на другие движения. Встречается двигательное беспокойство, дети не могут сидеть на месте, выполняя простые задания. Дети могут быть медлительны. Плавность и точность в овладении крупной моторики у детей, крупных движений сказывается на трудностях в овладении мелкой моторики. Застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, дети не могут ровно провести прямую линию, нарисовать круг, затрудняются нарисовать простые предметы. В школе ребята, осваивая письмо, пишут неразборчиво, буквы по размеры то большие, то маленькие или не соблюдают строку. При чтении возникают трудности последовательно проследить строку и «сложить» буквы в слоги и слова. Счёт так же может вызвать трудности.
Норма, когда ребёнок, не нарушая последовательности двигательного развития, правильно проходит все этапы, запуская важные механизмы работы мозга. Конкретному возрасту соответствуют двигательные навыки. После рождения ребёнок лежит на спине (происходит оценка пространства по горизонтали право – лево), потом переворачивается на живот (поднимая и опуская взгляд вверх – вниз, ребёнок способен оценить пространство по вертикали ). В 2 – 3 месяца удерживает голову. Приподнимает её в положении на животе и подтягивает голову к своей груди, когда находится на руках у матери. Голова совершает движение изолированно от тела. Начинается формирование опоры локти в положении лёжа на животе. 3 -4 месяца – на раскрытые ладони, этот навык нужен для удержания веса на одной руке в период переворотов, сидения и ползания.
В 4 – 5 месяцев ребёнок учится переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, крутится в положении лёжа. Появляется возможность перемещаться в пространстве и дотянуться до игрушки. 5 – 6 месяцев. Ребёнок крутиться на животе во круг пупка. Формируется навык ползания по – пластунски и на четвереньках. Потом ребёнок раскачивается на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Ползание начинается сначала назад, потом вперёд.
Ползание необходимо для освоения нижнего поля зрения, для скоординированной половины нижней и верхней половины тела, для поочерёдного включения правого – левого полушария головного мозга. Ползание стимулирует моторные зоны( участки коры, отвечающие за движения), способствует улучшению межполушарного взаимодействия ( согласованное перекрёстное движение рук и ног разноименных и одноимённых, регулируется противоположными полушариями), совершенствуется зрительное восприятие.
Упражнения двигательного репертуара нейропсихологической коррекции представлены в определённом порядке и повторяются последовательно. Рбёнок со специалистом проходит в качестве подготовки и осуществления этапов первого года жизни: перевороты со спины на живот, ползание по – пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т.д.
1 этап. Переворачиваение со спины на живот, ползание на спине и на животе.
2 этапе. Ползание на четвереньках с опорой на руки.
3 этап. Хождение на коленях без опорына руки и хождения на ногах.
В процессе ползания происходит освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела ребёнка. Отработка понятий верх – низ, вперёд – назад, право – лево. Осознания пространства является профилактикой нарушений письма и счёта, чтения у старших дошкольников и младших школьников.
Важно последовательное выполнение упражнений, что влияет на тренировку удержания программы. Дети быстрее усваивают правила и последовательность действий не только во время выполнения домашних заданий и заданий в классе, но и учатся переносить навык удержания правил и программы в социуме. Формируется произвольная регуляция.

Длительность занятий для дошкольников 45-55 минут, для школьников 60-70 минут.

Приглашаем на программы РОСТа:

Нейропсихологический летний лагерь УСПЕХ

Программа обучения по нейропсихологии для родителей и специалистов

Познавательный и туристические квесты для детей

Записки психологов РОСТа:

Мотивация ребенка к учебе

Ребенок и компьютер?

Левша ли ребенок? Как определить и что делать…

Зачем ребенка отправлять в лагерь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *