Мотивация ребенка к учебе – Центр детской нейропсихологии РОСТ

Мотивация ребенка к учебе

Ребенок ворует - что делать?

Для начала, уважаемые родители, напомним, что учебная мотивация – это  частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в деятельность обучения, учебную деятельность.

Учебная мотивация позволяет развивающейся личности ребенка определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу.

Теперь об известный фактах, касаемых темы мотивации.

Известно, что мотивация к учению у девочек обычно выше, чем у мальчиков.

В младшем школьном возрасте мотивация обучения является ведущей деятельностью возраста, а в подростковом возрасте мотивация падает всегда, ведущей деятельностью становится общение.

В школе, в которой педагогами используются нетрадиционные формы подачи материала (уроки-дискуссии, работа в подгруппах, мозговой штурм, викторины, интерактивные выезды) мотивация детей выше, чем в школах “старосоветского” типа.

Принято выделять три вида источников активности:

– внутренние;

– внешние;

– личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования со стороны взрослых связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности – это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).

Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Феномен “обученной беспомощности”

В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман назвал комплексом “обученной беспомощности”. В чем суть этого явления?

В педагогической практике часто формируется порочный замкнутый круг, когда низкий уровень знаний или неспособность донести свои знания до учителя наказываются плохой оценкой и моральным осуждением. Следовательно, учитель вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активную учебу, окончательно его демобилизует и приводит еще к большему отставанию, которое, в свою очередь, влечет за собой неудовлетворительные оценки.

Как показали результаты ряда исследований, эффективность обучения зависит не только от того, что человек убеждается в своей неспособности повлиять на данную ситуацию, решить конкретную задачу, но и от сформировавшихся в его прошлом опыте ожиданий. Так, очень многое определяется тем, считает ли человек данную задачу вообще нерешаемой, или он полагает, что она не по силам только ему. Обученная беспомощность развивается, как правило, только в последнем случае.

Целеполагание

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школь­ников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последова­тельную систему целей.

Современные школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития целеполагания. Например, принятие за­дания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, на при этом ребенку сложно перейти к следующим этапам, начать действовать. Важно помочь ученику научиться активно и самостоятель­но ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке долгосрочных перспективных целей. Цель большую ребенок должен уметь дробить на подцели, ставить сроки в которые выполнит подцель.

Эмоциональный компонент учения

В процессе обучения положительные эмоции могут быть связа­ны как со школой в целом, так и с пребыванием в ней, обусловлены ров­ными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успе­хов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего уче­нического труда, эмоции удовлетворения от справедливо постав­ленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с но­вым учебным материалом. Нельзя в обучении взрослым культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями («двойка», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопу­щения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. Когда ребенок отказывается идти в школу, часто причина кроется в негативном эмоциональном отношении к школе или учителю. Необходимо провести диагностику эмоционально-волевой сферы у психолога.

Рекомендации психологов ЦСО “Рост “ по развитию мотивации детей и подростков

1. Осмысленная деятельность — осмысленное обучение

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, необходимо  добиться благотворных взаимоотношений с учащимися.

Любые действия должны быть осмысленными.

2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие “подкрепления”, которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания

3. Стратегия “Положительная мотивация”

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. “Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт”. Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль “диктатор”. Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа “необходимо”, “должен” или “обязан”. Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на “было бы здорово”, “было бы полезно”, “мы хотим”.

Мотивационный стиль “Вообрази выполнение”. Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

  1. Как помочь ученику выйти из состояния “выученной беспомощности”

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — “выученная беспомощность”.

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния? Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

  1. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

  1. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом.

Рекомендации родителям по развитию мотивации к учебе у детей и подростков

  1. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. И, возможно, тогда ребенок перестанет тревожиться (тревожность — большой тормоз в мотивации учения) и улучшит свои показатели.

  1. Прививайте детям уважение к умственному труду

Для положительного примера можно самому поработать дома (учителю — проверить тетради, врачу — заполнить медицинские карточки, инженеру — покопаться в чертежах).

  1. Несмотря ни на что — приучите ребенка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться. Внушите ему, что это очень важное и ответственное дело, такое же, как для вас работа.

Время приготовления уроков должно быть постоянным. Если сегодня ребенка усадили за уроки сразу после школы, завтра — после прогулки, послезавтра — глубоким вечером, он не будет организованным, не будет воспринимать домашние задания важным и обязательным делом. Фиксированное время вызывает предрасположенность к умственной работе, и таким образом вырабатывается установка.

  1. Ребенок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать. Это опять-таки будет способствовать выработке установки на мыслительную деятельность.
  2. Не допускайте отвлечения учащегося на поиски ручки, ластика, линейки, не гоняйте его выносить мусор в разгар работы.
  3. Формируйте произвольное поведение у ребенка путем организации его совместной игры с ровесниками или взрослыми. Предлагайте игры, где необходимо быть внимательным (лото, шашки, домино).
  4. Учите ребенка управлять собственным поведением.
  5. Успех вскармливает успех.

Лучший источник мотивации неуспевающего ученика — сознание того, что у него что-то получается.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета; прежде, чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений;
  2. 10. Если у вас трудности общения с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой;
  3. Показывайте ребенку искреннюю заинтересованность в нем. Дети сразу чувствуют фальшь. При оказании помощи выбирайте доверительный стиль общения, старайтесь подбадривать его за пусть маленькие, но успехи. Не надо чрезмерно концентрироваться на неудачах и промахах.

Предлагаем программы по преодолению трудностей в обучении у детей:

Нейропсихологическая коррекция памяти и внимания

Программы обучения для родителей и специалистов

Психологическое консультирование родителей

Летний палаточный лагерь ЛИДЕР

Групповые тренинги для подростков и детей

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *