Компьютерная зависимость у подростка

Компьютерная зависимость у подростков

Ребенок ворует - что делать?

Компьютерная зависимость у подростков, много времени проводит за компьютером?

Надеемся, что  наш материал из книги А Баркан «Дети нашего времени» поможет ответить на какие-то возникающие вопросы.

Безусловно, для современного цифрового поколения компьютерные видеоигры — это реальность, постепенно превращающаяся в обыденность. И сколько бы самые знаменитые ученые и исследователи, занимающиеся этой проблемой, сегодня ни дискутировали по этому по­воду — «казнить или миловать», результат окажется од­ним и тем же: индустрия компьютерных игр будет расти стремительно вверх соответственно колоссальному спро­су уже реально появившихся на нашем горизонте «новых людей» — экскейперов, убегающих от решения своих жиз­ненных проблем в компьютерный мир. Эти люди из касты вчерашних Печориных нынче вовсе не «лишние» люди, а, наоборот, — порождение современности и ее социальный продукт. Так что станет ли Ваш сегодняшний суперпослуш­ный пай-мальчик геймером или нет, зависит от множества разных причин, а не только лишь от Вашего «хочу» — «не хочу»… Причем главное здесь — это прессинг современ­ных норм жизни детей, общепринятых среди них «норм по­казателей» их развития. И конечно же, если подросток не будет знаком с популярными видеоиграми, он окажется просто изгоем в коллективе ровесников. Но знаком, может быть, он по-разному. Одно дело, ко­гда он играет в них нечасто, лишь эпизодически, и другое — ‘Когда он фанат этих игр и готов уделять им все время, и не только свободное… Все… Ну а если не все, то ог­ромную часть за счет многих других своих дел. То есть важно — насколько подобные игры значимы для ребенка. Проблема лишь в этом. Правда, эту пробле­му можно перекодировать — на сегодняшний день в арсе­нале компьютерных игр для детей пестрое разнообразие. выбирай на свой вкус и не только «стрелялки» и жесто­кие игры. Сколько есть развивающих игр…

Однако наших детей в основном привлекают к себе жанры игр, помогающие им реализовывать, хотя бы как-то, свои давние несбывшиеся мечты или же благодаря которым можно будет «смыть» всю накипь отрицатель­ных эмоций, подсознательно лишавших их покоя. И ко­нечно же среди всех жанров игр самые желаемые игры те, которые помогут научиться ребенку отвечать агресси­ей на агрессивность, чтобы выжить в сходных ситуациях, если они вдруг наступят в жизни. Ведь агрессии — это еще и защитная реакция, временами просто лишь эмо­ция спасения, пускай даже путем разрушения других или другого, угрожающих нам или нашим близким.

Но это вовсе не означает, что даже в тяжелых ситуа­циях можно выжить, только лишая жизни других, не за­думываясь над альтернативными ходами. Но, к сожале­нию, некоторые жанры современных компьютерных и видеоигр настолько перевернули все вверх ногами, что всевозможные смодулированные ими ситуации «выбро­са» этого застоявшегося в организме ребенка не самого лучшего чувства осуществимы лишь только методами па­тологической агрессии. И больше всего это свойственно так называемым жестоким компьютерным играм, распро­страняющимся в нашей среде со скоростью баллистиче­ской ракеты, благодаря так желаемому многими допол­нительному выбросу адреналина.

Однако… ведь игры бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд, даже очень полезными, например образовательными или раз­вивающими… или…

Оказалось, что мальчиков больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить три­умф победителя. А девочкам больше нравятся игры-кве-сты, так называемые логические игры. Но самые привле­кательные для большинства детей и подростков — это RPC-игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Твои возможнос­ти в них безграничны. Бери, выдумывай, что тебе хочет­ся! Живи как вздумается, по своим собственным прави­лам и законам, без надоевших подсказок старшего поколения — твоих родителей и учителей! А это мечта каждого ребенка.

Короче говоря, компьютерные игры —для ребенка это возмож­ность сконструировать свой мир, желаемый тебе в данный момент, а может быть, даже необходимый, созвуч­ий твоим мыслям… настроению… Однако сиюминутные, интуитивные желания обычно эмоционально нестабильны. Они расцвечены лишь толь­ко фейерверком ожиданий. И если это все осуществля­ется в игре — пускай осуществляется. Но если вдруг эту игру потом пытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и пере­усердствовать. И ведь копируют, копируют те действия, те ситуации, которые без тренировок в этих играх были бы даже и немыслимы, не говоря об их осуществлении.

И самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацик­ливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только в виртуальной реальности, однако, по мнению профессора А. Г. Асмолова, мы можем столкнуться в конце концов с «синдромом Вельда». Скорее всего, непосвященному название этого синдрома обычно ни о чем не говорит. Но если Вы читали рассказы американского фантаста Рея Брэдбери, то тут же вспомните один из них о Будущем, которое «компьютизиро-вап» писатель еще задолго до сегодняшнего дня с нашест­вием компьютеров. Его герои жили в компьютеризирован­ном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реальности со­здавался эффект присутствия ребенка в прайде (группе) африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и родителей почему-то вдруг стали бес­покоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда наконец нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные любимые дети заманили их тут же к се­бе, в игровую… В игровую, где вдруг виртуальные львы пре­вратились в реальных и, сойдя с экранов, бросились на ро­дителей. Лишь теперь только стало понятно родителям — чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня. Ну а раньше лишь просто была тре­нировка в виртуальной реальности такой расправы с мамой и папой. Тренировка, чтоб все потом «правильно» сделать, осуществив это все наяву.

Однако в любом случае родителей ребенка должно ин­тересовать, каким жанрам компьютерных игр их ребенок отдает предпочтение. И если его больше всего привлека­ют жестокие игры, задуматься — почему. Ведь желания выплескивать агрессию появляются тогда, когда имеются ее запасы. Откуда они взялись у ребенка, почему?

В то же время не надо забывать, что для маленьких де­тей немаловажное значение имеет и фактор подражания. И если им понравилась жестокая игра, они начнут осу­ществлять ее в реальности. Пусть даже не в реальности, a мысленно.

И пусть сторонники агрессивных компьютерных игр бравируют научными данными, ссылаясь на то, что толь­ко 10—15% геймеров совершают жестокие антисоциаль­ные поступки, а для основной массы детей это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него ка­ких-либо отягощенных последствий, помните, что без по­добных компьютерных игр процент таких детей был бы гораздо ниже. Примеряя на себя роли супергероев, как модную, страстно желаемую одежду, причем именно су­пергероев, уничтожающих всех вокруг, Ваш ребенок идентифицирует себя с супергероем, на самом деле вхо­дя в его роль, превращаясь в артиста во время спектак­ля, живущего чужой жизнью… Пускай временно, пусть искусственно, но… живущего. И в эти сказочные пери­оды перевоплощения можно успеть «сделать» такое, за что потом будешь расплачиваться целую жизнь, тем бо­лее если этот ребенок вообще склонен к агрессии, обла­дая «короткой» версией гена МАОА, из-за чего его жес­токость генетически детерминирована.

В последние годы наиболее значимые национальные организации здравоохранения США, проводя ряд научных исследований, пришли к выводу, что между виртуальным и реальным насилием существует прямая зависимость. Причем игры это насилие делают привлекательным. Представляете, привлекательным! Привлекательным да­же для взрослого человека, а что тогда говорить о Ва­шем ребенке.

Интересны также и результаты научных исследова­ний, проведенных психологами К. Андерсеном и К. Дилл с учениками колледжа, играющими в компьютерные игры. На основе данных экспериментов ученые предположили, что любая компьютерная игра с элементами насилия формирует подсознательный условный рефлекс стопро­центной агрессивной реакции человека в конфликтных ситуациях. Значит, переполненный ежедневной игровой агрессией Ваш ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее един­ственно знакомый ему выход — физическую силу — со всеми вытекающими из этого последствиями.

К тому же агрессивности людей, увлекающихся ком­пьютерными играми, способствует и то, что у них, как правило, недоразвиты лобные доли мозга, отвечающие за эмоции и поведение человека, не говоря уже о трени­ровке памяти и обучении. К таким выводам пришли уже японские ученые из университета Тохоку, также занима­ющиеся этой проблемой.

Но самое страшное, что поджидает человечество в бу­дущем, по мнению руководителя этого исследования — профессора Рюто Кавасима, это то, что страсть к ком­пьютерным играм буквально с пеленок создаст геймерам массу новых, тяжелых проблем, основным решением ко­торых будут войны.

В свете этих исследований станут понятными и вы­сказывания американского военного психолога Дэвида Гроссмана, считающего, что современные электронные игры и боевая подготовка солдат на «преодоление врож­денного барьера» уничтожения врага имеют сходные ме­ханизмы воздействия.

 

И только неминуемые проблемы со здоровьем у лю­бителей и поклонников киберигр отрезвляют немного старшее поколение семьи. Причем этому способствуют не столько соматические нарушения — от общей утомля­емости до снижения остроты зрения, сколько компью­терная зависимость, и именно от компьютерных игр. Людей с этой зависимостью называют кибераддиктами. Само слово «аддикты» означает отклонение в поведении от общепринятых норм. Однако родители не должны до­пустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого почетно­го ранга геймеров.

Если подросток часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или создавая для себя собственную Вселенную, проектируя ее до деталей, как Вы проектиро­вали себе дачу, — это повод для беспокойства. Ваш ре­бенок уходит в игру от реальности, от ее серых будней, рутинности дел, от своей неуспешности в этой реально­сти, хоть отпил только первый глоток своей жизни, но… не сладкий, а горький… И в этом причина. Недопитую сладость он ищет теперь в другом, собственном мире, где все так легко, где господствует сказка, где все лишь «по щучьему» только «велению», но… «по моему хоте­нию»…

Да вообще, этот фантастически сказочный эффект участия Вашего ребенка в выдуманной им виртуальной реальности, как воронка, засасывает его, не давая воз­можности оторваться. Причем стоит ли отрываться от этой насыщенной жизни, где сегодня ты всадник на рети­вом коне, а не «всадник без головы». Так зачем же вооб­ще подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то что сейчас дома ты Золушка. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть» и существу­ет, даже пусть только лишь для тебя.

Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных потребностей, ради них можно даже забыть ос­тальные. Да и как их теперь не забудешь, если столько дел в другой реальности. А какая из двух Зазеркалье другой, сейчас может решить только он, хотя нечего да­же решать. В этой новой реальности не набьешь себе шишек, все задачи решишь в одночасье без помощи, ес­ли будет ошибка — исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы себе отдаешь и сам их выполняешь. И ответствен сам за себя. Хочешь — делаешь, не хочешь — нет.

Так зачем же теперь возвращаться в этот несовер­шенный и озлобленный мир, где сплошные ухабы и нет друзей, где ты чувствуешь себя все время никчемным или лишним… В мир, в котором тобой недовольны вечно мама и папа, где свою нелюбовь не скрывает учитель. Нет, конечно же лучше остаться еще в своем собствен­ном мире. Зачем торопиться возвращаться в другой? Ну, хотя б на часок, ну, хотя б на минутку… Пускай позд­но уже, пускай будут ругать…

Нет, зависимость от киберигр — это вовсе не нарко­тическая зависимость. Причем это подтверждают и са­мые последние медицинские исследования. Здесь за­действованы совершенно другие участки мозга. Но тем не менее это зависимость со всеми вытекающими отсю­да последствиями, как для Вас, так и для жизни Вашего ребенка. А Вас она, очевидно, все же волнует. Ведь уже только сам факт, что у него есть компьютер, свидетель­ствует о том, что ребенок не полностью отвержен Вами. Компьютером может похвастаться не каждый из нас. А ес­ли Ваш сын или же Ваша дочь стали геймерами в ком­пьютерном клубе и Вы их снабжали на это деньгами, не ДУмая о последствиях, то в этом тоже была доля заботы, Пускай в чем-то и «виртуальной». Пристрастие детей к играм и уход от реальности обед­няет их эмоциональную сферу, сопровождаясь высоким нервно-эмоциональным напряжением из-за неумения жить. Да, Ваш геймер в своей виртуальной реальности — и герой, и творец, ему просто нет равных. Даже море ему по колено. Но… Когда надо чего-то добиться в действи­тельности, он не знает, как преодолеть даже малую толи­ку всяких препятствий. Здесь другие законы и правила.

В играх просто, легко, ну а в жизни не так Жизнь Действительность жаждет другие клише. И единственный выход – замкнуться в себе, в том искус­ственно созданном мире, где уютно, комфортно ему ста­ло жить, где он сам лишь вершитель всего и при этом… без всякой ответственности. Безусловно, подобные мысли способствуют социаль­ной изоляции ребенка. Ведь нередко единственный друг его — только компьютер. Помимо всего вышеперечисленного, «зависание» над экраном монитора заставляет Ваших детей часами си­деть без движения, в скованных позах и неудобных по­ложениях, приводящих к нарушению осанки и даже ис­кривлению позвоночника, да при этом еще машинально поглощать все съедобное, что попадется под руку. По мне­нию ряда исследователей именно этой проблемы, под руку детям чаще всего «попадаются» чипсы и пицца, ко­торые так и тянет запить высококалорийными газиро­ванными напитками — кока-колой или же пепси-колой. Так что геймерам, помимо всего, грозит ожирение.

Компьютерная зависимость у подростков из-за перевозбуждения нервной системы приводит к плохому сну, во сне доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение. К сожалению, все эти игры, обещая развить интел­лект, как гласят нам инструкции, вовсе не развивают его, а тормозят, что доказано, хотя внешне всем кажется совершенно другое. Но так хочется верить инструкциям и создателям игр, для которых так важно, чтобы мы поку­пали…

Ну и мы покупаем, сжалившись над мальчишками, ища поводы приобрести игры нового поколения, не заду­мываясь совершенно о том, что программа игры програм­мирует заодно и мышление наших детей, как и их пове­дение, «оболванивая» их под видом развития креативных способностей. Как же нам лишить чадо такого развития! Вот мы и не лишаем. И если раньше, говоря о детях-геймерах, в основном подразумевались только мальчики, то сегодня и девочки стараются от них не отстать. Но в связи с тем, что игры «рождаются» пока чаще мужчинами и «вынашиваются» с Учетом особенностей мужской психологии, слабый пол  догнал еще сильный. Во всяком случае, на сегодняшний День, по данным статистики, девочки в два раза меньше тратят свое свободное время на эти игры по сравнению   мальчиками. Причем мальчиков больше всего привле­кают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее — «бойцовские». Так что компьютерная зависимость разви­вается чаще у мальчиков. Однако если о ней позабыть, то надо бы прислушаться также к сторонникам видеоигр, которые приводят не менее веские аргументы в свою пользу, подкрепляя их тоже данными научных исследо­ваний.

Сторонниками жестоких компьютерных игр оказались ученые из Института психологии РАН, доказав­шие в своих исследованиях, что агрессивные игры помо­гают детям адаптироваться в среде ровесников без вся­ких вредных последствий.

А известный специалист по видеоиграм, Генри Дженксинс, исследуя современные представления, связанные с этой проблемой, вообще назвал все разногласия про­тивников-сторонников мифами и постарался развеять их. И безусловно, главный миф среди всех мифов — миф, связанный с насилием в среде таких детей. Считая, что проблема нереальна, ученый привел аргументы, до­казывающие, что не только геймеры способны на на­сильственные действия. Скорее всего, главное в этой проблеме — особенности личности ребенка, а также его семейные взаимоотношения. Не правомерны также выводы ряда исследователей о социальной самоизоляции таких детей. По данным Г. Дженксинса, 60% геймеров играют вместе с друзьями, 33% — с братьями и сестрами. А когда игра не предпола­гает второго игрока, то нередко кто-то наблюдает за ней, стоя рядом и давая советы.

И то, что геймеры становятся безразличными к окру­жающему миру, тоже миф. Ну а если это все-таки так, то это только свидетельство, что у такого ребенка имеется ряд психологических проблем.

И наконец, не дети главные покупатели видеоигр, а их Родители, которые часто предлагают ребенку новую ви­деоигру, не вникнув в ее содержание, хотя и выбирают ее вместе с ребенком. Словом, геймером быть даже полезно. Тем более что многие из этих детей связывают свое будущее с компью­терной сферой деятельности. И сегодняшние «посиделки» за экранами мониторов — это только рывки к ответствен­ным прыжкам.

В общем, жизнь полна неожиданностей, когда в ней царствует виртуальность или же виртуальная наркомания.

Как вести себя родителям с ребенком с зависимостью от компьютерных игр?

  • Если Ваш ребенок дошкольного возраста, приоб­щать его к компьютерным играм как можно позже, не раньше чем перед поступлением в школу.
  • Разрешать играть в развивающие игры, но только соответствующие возрасту ребенка.
  • Прежде чем предложить ребенку новую игру, поиг­райте в нее сами и только после этого решайте — полез­на она ему или нет.
  • Поинтересуйтесь у своих знакомых отзывами о но­вых играх для детей.
  • Постарайтесь покупать те игры, в которых принима­ют участие любимые герои ребенка, известные ему изсказок и мультфильмов.
  • Ограничьте время игры до 20—30 минут, но после значительного перерыва ребенку можно разрешить по­играть еще один раз. Для младших школьников и подростков это время

Не размещайте компьютер с игровой приставкой в комнате ребенка, чтобы контролировать доступ к ним.

  • Постарайтесь понять, каким жанрам игр Ваш ребе­нок отдает предпочтение, и, если это будут жестокие иг­ры, разберитесь — почему, не связано ли это с Вашими семейными конфликтами и ссорами.
  • Помните, чем младше ребенок, тем больше у него шансов попасть в игровую зависимость, тем жестче не­обходим родительский контроль.
  • При первых сомнениях, связанных с нервно-эмоци­ональным напряжением у ребенка в связи с компьютер­ными играми, обратитесь к педиатру и психологу.
  • Помните, что большинство Ваших пробелов в вос­питании и нереализованные потребности ребенка можно узнать из образа тех героев, которых постоянно изобра­жает ребенок в компьютерных играх.
  • Для того чтобы Ваши дети, особенно подросткового возраста, не убегали от потребностей окружающей их реальности в свой иллюзорный мир, развивайте даже самые незначительные таланты ребенка.
  • У ребенка должна быть всегда какая-нибудь альтер­натива компьютеру, от футбола до дискотеки.
  • Следите, чтобы Ваш геймер ежедневно гулял и об­щался с друзьями.
  • Приглашайте друзей ребенка к себе домой по само­му малейшему поводу.
  • Не превращайте компьютер в единственного друга ребенка.
  • Если Вам очень удобно, когда ребенок у Вас на виду часами играет в различные игры, а Вы можете зани­маться своими делами, помните, что дальнейшая «цена» за сегодняшнее Ваше благополучие может оказаться не­имоверно высокой — расплата здоровьем ребенка. Так что подумайте об этом уже с первой минуты, когда Вы по­гружаете своего малыша в пучину игр.
  • Прежде чем поощрять жестокие игры с целью вы­броса естественной агрессии, вспомните про «симптом Вельда», который уже начал распространяться не только на близких, но и на весь окружающий мир.
  • И даже если мечта Вашего геймера в дальнейшем тоже стать создателем компьютерных игр, то это вовсе не означает, что его сегодняшняя жизнь — тоже игра без правил. Но, как известно, игр без правил не бывает.
  • Помните, геймерами не рождаются, ими становятся. И становятся при различных неблагополучиях в семье, потому что уход от жизни в игру — это тоже жизнь. Так что нет смысла ругать Вам за это ребенка — ищите исто­ ки, истоки в себе. Используйте возрастные компьютерные игры для развития личности и талантов Вашего ребенка.

Как не желательно вести себя родителям с ребенком-геймером

  • Не обращать на такое хобби ребенка внимание, а, наоборот, поощрять его, постоянно покупая дошколь­ нику или школьнику новые  компьютерные  игры,   не задумываясь о том, для какого возраста они предна­значены.
  • Предпочитать компьютерную зависимость ребен­ка всевозможным неформальным компаниям подрост­ков.
  • Не показывать ребенку, что кроме компьютерных игр есть еще и другие интересные стороны жизни.
  • Не искать выхода из тупиковых ситуаций в семье, а, наоборот, вовлекать ребенка в водоворот семейных конфликтов.
  • Боясь, чтобы дети не стали геймерами, запрещать им вообще играть в какие-нибудь компьютерные игры, вплоть до развивающих игр.
  • Постоянно унизительно высмеивать ребенка за его желание играть и не предлагать ему при этом никаких альтернатив для игр.

Делать геймера «козлом отпущения» в семье – нельзя

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *